О выставке В. Чеботарёва

3152
3153
3154
О выставке В. Чеботарёва
Фото: sakhartmuseum.ru
Персональная выставка «Мой остров - судьбы моей главная пристань», которая экспонировалась в выставочном зале по улице Вокзальной, 5-а, была организована в 2019 году и приурочена 75-летию Владимира Чеботарёва. Авторы: Горохова Р.С., искусствовед

Анализируя жизненный путь Владимира Чеботарёва, можно отметить два основных периода в творчестве художника: «Владивостокский» – период становления и определения своего пути в искусстве,  и   «Сахалинский» – период творческого подъёма, озарения, расширения   возможностей в выборе материала и техник исполнения скульптурных произведений, период признания его творчества на региональном, всероссийском и международном уровнях.

Владимир Николаевич Чеботарёв родился 28 октября 1944 года в Казахстане,   в городе Уральске, в семье военного лётчика Николая Павловича и военной медсестры Елизаветы Васильевны Чеботарёвых. В 1947 году семья переезжает в Кривой Рог. Здесь Владимир оканчивает школу, призывается в армию и уезжает служить во Владивосток в военно-морской флот. Прослужив на Тихоокеанском флоте четыре года, Владимир попадает на работу на  судно китобойной флотилии «Советская Россия», которое ведёт промысел кита в южном полушарии, у берегов Антарктиды. На этом огромном морском комбинате по промыслу кита Чеботарёв работает машинистом жирзавода, сварщиком, фотографом. Рассказывая о походах флотилии к берегам Антарктиды, Владимир с юмором и не без гордости рассказывает о том, как он, единственный   из всей команды китобоев, катался на пингвине, как высаживался на льдины и бродил по берегу материка на  мысе Адерн.

  В перерывах между вахтами Владимир с увлечением вырезал из бивней китов всевозможные фигурки. Это были пингвины, тюлени, чайки, акулы и киты. Это было его первое знакомство с материалом и пластикой.

Проработав во флотилии три года, в 1971 году Владимир «сошёл на берег» и был принят художником-оформителем в рекламную мастерскую Владивостока, а с 1973 по 1980 стал работать скульптором-исполнителем Приморского отделения художественного фонда РСФСР в мастерской скульптора Бориса Павловича Волкова, выпускника скульптурного отделения Харьковского художественного института. В мастерской  Волкова Владимир познаёт  тонкости и сложности работы над   скульптурой, и вскоре становится соавтором Б.Волкова некоторых скульптурных композиций. Так, в 1979 году в пос. Славянка Приморского края был открыт памятник воинам, погибшим в боях на озере Хасан, выполненный Б.Волковым совместно с В.Чеботарёвым.

Первые годы работы в скульптурной мастерской отмечены и первым участием Чеботарёва на краевых выставках Владивостока. С этих лет скульптура влечёт и манит  художника в неизведанные глубины творчества, а участие в выставках даёт толчок к поиску тем, моделей и к познанию самого себя в искусстве.

Весенние дни Владивостока 1974 года были омрачены гибелью теплохода «Тикси» в Треугольнике Дьявола в Японском море. 45 членов экипажа не вернулись на берег и бесследно растворились   в бушующей морской стихии. Это трагическое событие глубоко запало в сознание начинающего скульптора, и он начинает работать над поиском образа скорби по погибшим. В 1976 году Чеботарёв вплотную занимается разработкой эскиза будущего памятника, и находит образ чайки, повергнутой в пучину волн. Поверье гласит, что душа погибшего моряка живёт в чайке. В памятнике Чеботарёва эта птица застыла словно в прерванном полёте, она одним крылом погружена в волны, другим крылом, с резкими, жёсткими, изломанными очертаниями, пытается подняться в небо. Памятник теплоходу «Тикси» был установлен на Морском кладбище Владивостока весной 1976 года. Он венчает собой аллею захоронений погибшего экипажа.

  В конце семидесятых годов в работе над портретом и камерной скульптурой Чеботарёв активно пробует различные материалы и открывает для себя возможности чистого и благородного мрамора.  Мягко и бережно в мраморе ваяется «Портрет студентки».   Мастер отливает   любимых своих персонажей в бронзе. «Дон Кихот», отлитый в бронзе в1980 году, экспонировался на  пятой Зональной выставке «Советский Дальний Восток» в Чите, и после её окончания был приобретён Министерством культуры РСФСР. Это событие стало первым значимым признанием творчества Владимира Чеботарёва на Всероссийском уровне.

В том же году в жизнь Чеботарёва врывается Сахалин с  новыми душевными волнениями, творческими исканиями и удивительными открытиями страниц истории островного края. Вехи судьбы художника определили в какой-то степени направленность будущих творческих замыслов. Скульптор погружается в историю исследования русскими мореплавателями берегов Сахалина и Курил, проживает вместе с А.П.Чеховым пребывание писателя на острове, едет в Баденвейлер, в город, где остановилось сердце Антона Павловича, а также знакомится с современной жизнью островного края.

Тогда на Сахалине уже творили живописцы и графики, внёсшие огромный вклад в становление и развитие изобразительного искусства. Скульптура в плеяде художников была представлена произведениями лишь одного автора - Анатолия Николаевича   Ни, который работал исключительно в портрете, и был мастером в работе с различными материалами: медь и алюминий, дерево, гипс и бронза. Работы сахалинских художников конца семидесятых достойно представляли искусство островной земли на Зональных и Республиканских выставках, а с 1980 года сахалинское художественное сообщество обогатилось ещё одним скульптором – Владимиром Чеботарёвым.

Вскоре на областных художественных выставках зазвучало новое имя скульптора Чеботарёва. В «Портрете учительницы»,   в портретах «Дима», «Боцман Юра», «Юрий Волков» с пластической убедительностью автор моделирует форму и индивидуальность образов.

В1986 году Чеботарёв получает приглашение от Союза художников СССР на творческую дачу имени Д.Н. Кардовского в Переславль-Залесский, где с 1961 года работают скульпторы. Здесь он оказывается в одном потоке с известными мастерами, такими как Олег Комов и Альберт Сергеев, познаёт пластику и приёмы именитых мастеров, создаёт свои. На творческой даче Чеботарёв начинает работу над образом «Девушки из Переславля» и завершает его в своей мастерской на Сахалине.

«Девушка из Переславля», «Портрет Волкова» и «Портрет учительницы» были приобретены областным художественным музеем для пополнения коллекции скульптуры сахалинских авторов.

Значимое место в творческом процессе Владимира Чеботарёва занимает работа над образами мореплавателей и первооткрывателей Сахалина и Курил. Так, в 1993 году в городе Корсакове был установлен памятник Михаилу Семёновичу Корсакову, генерал-губернатору Восточной Сибири, который в середине 19 века плавал вдоль Охотского моря. В1999 году был торжественно открыт в Ново-Александровске памятник Евфимию Васильевичу Путятину, дипломату и государственному деятелю, который в 1855 году подписал первый договор о дружбе и торговле с Японией в г. Симода (Симодский трактат) и торговый договор с Китаем.

В 2006 году в Южно-Сахалинске, у кинотеатра «Комсомолец»,   был установлен памятник Николаю Васильевичу Рудановскому, картографу и исследователю юга Сахалина. В 2010 году скульптор завершает работу над портретом Василия Степановича Завойко, адмирала Российского Императорского флота, первого губернатора Камчатки, одного из пионеров   освоения тихоокеанского побережья. Одновременно   автор работает над образом голландского путешественника Маартена Герритсена Де Фриза, который в1643 году  исследовал Сахалин, Курилы, Хонсю и Хоккайдо, а в 2013 году бюсты мореплавателя Де Фриза и адмирала Завойко впервые были показаны на областной выставке в Южно-Сахалинске. В портретах мореплавателей скульптору удаётся с реалистической достоверностью передать индивидуальность образов, мужественность, решительность, благородство и преданность в служении государству.

Продолжая рассматривать портретную линию в творчестве Чеботарёва, можно отметить внимание автора к современникам, которые внесли значительный вклад в развитие области. Это писатели и художники, труженики моря и герои Великой Отечественной войны, а также друзья, близкие и знакомые. В этой связи хочется рассмотреть скульптурный портрет Владимира Санги, нивхского писателя, общественного деятеля, борца за сохранение нивхской культуры и языка. Образ писателя полон достоинства, мудрости и чистоты. Отлитый в бронзе, он, наряду с бюстами Завойко и Де Фриза, экспонировался на Региональной выставке «Дальний Восток» в Петропавловске-Камчатском в 2018 году. Бюст В.С. Завойко после экспонирования был приобретён Правительством Камчатки для установки его в Петропавловске-Камчатском.

  Красной нитью в творчестве Чеботарёва проходит образ А.П.Чехова. Скульптор знакомится с местами пребывания писателя на Сахалине, изучает литературу, подлинные материалы   о жизни Чехова на Сахалине,   рукописи Чехова. Результатом этого исследования стали бюст А.П.Чехова, созданный в бронзе и установленный в Долинске в 1989 году, и другой, выполненный в камне и установленный у музея книги А.П.Чехова «Остров Сахалин» в 1995 году. Особо хочется отметить добровольную акцию -  дар города   Южно-Сахалинска городу Баденвейлеру (Германия), которая заключалась в безвозмездной передаче городу Баденвейлеру бюста А.П. Чехова работы   скульптора В.Н. Чеботарёва. Этот дар был осуществлён в 1992 году путём установки памятника при поддержке бургомистра Баденвейлера и Сахалинского музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин». Вот уже много лет бюст Чехова прочно стоит на белом гранитном постаменте в сквере недалеко от гостиницы в Баденвейлере, где жил и ушёл из жизни русский писатель Антон Павлович Чехов.

Не менее значимым для скульптора стал образ Владимира Высоцкого. Высоцкий для Чеботарёва  не только современник, поэт и исполнитель, но и талантливый актёр, недолгая жизнь которого пронеслась словно по лезвию бритвы. Работая над портретом поэта, скульптор пробует различные материалы:  гипс и глину, бронзу и камень. В сегодняшней экспозиции представлен последний вариант портрета Высоцкого, выполненный в граните особой обработки. Это образ молодого поэта, решительного и уверенного в себе московского барда.

Более двадцати лет Владимир Чеботарёв работает над памятником Высоцкому. Несколько лет тому назад  Правительством Сахалинской области был объявлен конкурс на лучший эскиз памятника Высоцкому, в котором Чеботарёв получил большинство голосов сахалинцев. В скором будущем островитяне увидят этот памятник у гостиницы «Турист» в Южно-Сахалинске.

Опыт работы с монументальной скульптурой Чеботарёв приобрёл ещё в мастерской Б.П.Волкова во Владивостоке. Он готовил каркасы, лепил модели из глины, производил формовку модели, выполнял другие виды работ, которые легли в основу навыков для создания его будущих самостоятельных произведений. Один из первых скульптурных памятников Чеботарёва посвящён А.С. Пушкину. Он был торжественно открыт в сквере у проспекта Победы в Южно-Сахалинске летом1999 года.

Монументальная скульптура, в отличие от других видов искусства, становится частью городской среды, частью нашего жизненного пространства. Такой частью нашей жизненного пространства стал памятник апостолу Андрею Первозванному, покровителю моряков и рыбаков, высеченный из крупнозернистого монолитного камня светлых тонов, подчеркивающих святость и чистоту учения Христа. Монумент установлен в сквере Дворца детского творчества Южно-Сахалинска весной 2000 года.

Владимир Николаевич Чеботарёв своим творчеством активно отзывается и на трагические события истории и современной жизни области. В 2002-2003 годах скульптор работает над памятником сахалинцам-жертвам политических репрессий. Памятник представляет собой усечённую четырёхгранную каменную пирамиду, верхняя часть которой пересечена колючей проволокой. Памятник установлен  в поселке Верхний Армудан, близ Александровска -Сахалинского.

Памятник погибшим рыбакам в городе Невельске был разрушен землетрясением 2007 года, и по просьбе горожан вновь установлен на том же месте, на берегу моря весной 2009.

Трагические события Нефтегорска весной 1995 года легли в основу памятника жертвам землетрясения. Две стены разрушенного дома, под углом друг к другу, словно сломанные крылья птицы, символизируют сломанные судьбы, надежды, сломанные жизни. Памятник был установлен на центральной площади имени В.И.Ленина в Южно-Сахалинске весной 2005 года. Вокруг памятника цветут цветы, кустарники, деревья, плещутся фонтаны, отдыхают горожане. Живёт в памяти  Нефтегорск.

Сегодня Владимир Николаевич Чеботарёв отмечает  75 лет со дня рождения и 45 лет творческой деятельности, в которой сахалинский период является самым  плодотворным и насыщенным. Вступая в пору своей творческой зрелости, работы автора   последних лет убеждают в том, что его индивидуальность   обретает своеобразие, которое видно в портретах и в монументальных работах. Историко-культурное прошлое и настоящее нашей области и страны, герои прошлого и настоящего составляют творческий потенциал для вдохновения автора.

  На выставке «Мой остров – судьбы моей главная пристань» экспонируются более пятидесяти портретов, монументальная скульптура, эскизы будущих произведений. Но  их у мастера   гораздо больше, они украшают скверы, парки, они живут   жизнью города, живут как память о прошлом, без которого нет будущего.

 
По теме
В зале отраслевой литературы центральной библиотеки оформлена книжная выставка, приуроченная к 190-летию создания Гидрометеорологической службы России.
В Охе в пятиэтажке по 60 лет СССР сегодня горел диван - Газета Сахалинский нефтяник Пожарные потушили возгорание на площади 8 кв м. Диспетчер Охинского пожарно-спасательного гарнизона 25 апреля в 10.40 принял вызов о возгорании в одной из квартир пятиэтажки по адресу: 60 лет СССР 36/2.
Газета Сахалинский нефтяник
История в красках - Историко-краеведческий музей В рамках проведения мероприятий к Всемирному дню братьев и сестёр, а также Всемирному дню дочерей, приуроченных к Году семьи, на базе рабочей станции информационно-образовательного центра «Русский музей:
Историко-краеведческий музей