«Узоры русской души» сахалинцы могут увидеть в областном художественном музее. На выставке представлена коллекция платков и шалей XVIII – XXI веков из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника
Говорящее украшение
Простоволосая – столь нелестную характеристику могла услышать в старину в свой адрес русская женщина с непокрытой головой. Издавна на Руси платок считался непременным элементом женского наряда.
Около сотни платков, шалей и народных костюмов представлены на выставке «Узоры русской души» в Сахалинском художественном музее. Предметы XVIII – XXI столетий прибыли в островной край из Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Красочные узоры, созданные руками мастеров – старинных и современных, – говорят об истоках русской культуры. На каждое событие в жизни женщины – будь оно торжественным или печальным – предназначался особый платок. Экспозиция знакомит с богатством цветовой гаммы, орнаментальных решений и техник исполнения этого ремесла.
Первую экскурсию по «Узорам русской души» провела Мария Дягилева, заведующая отделом экспозиционной и выставочной деятельности Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
– Плат, платок, покров – для каждого русского человека это предмет сакральный. На Руси женщины всегда покрывали головы, завершая свой образ. Платок означал нравственную чистоту, был символом уважения к женщине. Он всегда считался драгоценным подарком, особым знаком внимания, – рассказывает Мария Олеговна.
Платок многое мог рассказать. Темные расцветки и лаконичные узоры предпочитали вдовы и женщины почтенного возраста. Светлые платки с нарядным цветочным орнаментом украшали головы и плечи девушек. Шали замужних барышень отличали сочные краски и сложные изысканные узоры.
Старинная парча
КстатиЗнаменитый российский модельер Вячеслав Зайцев покорил европейские подиумы своей коллекцией нарядов из павловопосадских платков. Современные фасоны и народные традиции в одном флаконе произвели невероятный эффект.
Самые старинные экспонаты на выставке – парчовые платки конца XVIII – начала XIX столетия, вытканные золотными и серебряными нитями. Такие платки были венцом женского парадного костюма. Позволить себе щеголять в них могли только дворянки, купчихи и зажиточные крестьянки.
– На некоторых парчовых экспонатах можно видеть нашитые четырехконечные кресты в центре. Но это не заплатки, – замечает Мария Дягилева. – Такие платки использовались не в качестве элемента одежды, а для внутреннего убранства церквей. Пятнышки на изделиях – это следы воска, который попадал на шелк во время богослужений.
Переворот в шелковом производстве случился в 1808 году, когда француз Жозеф Мари Жаккар изобрел станок, с помощью которого узорные ткани можно было изготавливать механическим способом. Так наладился массовый выпуск изделий с замысловатым жаккардовым узором на гладком или рубчатом фоне.
Пышным декором выделяются платки с рельефным оранжевым орнаментом на темном фоне. Длинная шелковая бахрома подчеркивает их торжественность. Стоили такие платки очень дорого и считались лучшим подарком для избранницы.
Русские женщины были поклонницами сочных расцветок и красочных узоров, чаще всего цветов и букетиков. На некоторых изделиях красуется анималистический принт. Сложно поверить, что такие модерновые вещи создавались в конце позапрошлого столетия.
После наполеоновских походов на Восток модницы Европы, а потом и России облюбовали кашмирские шали из шерстяных тканей. Тогда большую популярность получил мотив так называемого «турецкого огурца». На английский лад этот узор называют «пейсли».
«Побитая» шаль
Легкие и теплые шерстяные платки тоже были по карману не каждому. Чтобы удешевить производство таких изделий, узоры на них решили набивать. Ткани украшались рисунком с помощью особых приспособлений из твердых пород дерева – манер. Их, кстати, тоже можно увидеть на выставке.
– Набойку или набивку узора осуществляли мастера-набойщики. Почему такое название? Дело в том, что деревянную манеру сначала окрашивали в определенный цвет, а затем прикладывали к ткани и ударяли – били, чтобы рисунок четко отпечатался на изделии, – объясняет Мария Олеговна.
Создание одной красочной шали было связано с довольно долгим и кропотливым ручным трудом. Рисунок узора придумывался художниками и делился на фрагменты. По этим фрагментам мастера-резчики изготавливали деревянные манеры. Причем, для каждого цвета предназначалась отдельная. Создавая пестрый узор, набойщики до четырех сотен раз прикладывали манеры к ткани.
Для закрепления рисунка красители обрабатывали. А завершающим штрихом служила бахрома – женщины создавали ее вручную. Кстати, на шалях из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника бахрома была восстановлена реставраторами. Ведь этот элемент изделия чаще всего проигрывает битву со временем.
Манеры в изготовлении платков и шалей использовались вплоть до 70-х годов прошлого века, когда на Павловопосадской мануфактуре ввели более простой и современный способ нанесения узора с помощью сеток. И сегодня знаменитая на весь мир платочная мануфактура продолжает вековые традиции набивного производства. Изделия этой фабрики по-прежнему отличают яркие запоминающиеся узоры, гармонично соединившие современный дизайн и народные традиции.
«Узоры русской души» пробудут в Южно-Сахалинске до 2 октября, а после отправятся в Невельск.
Наша справкаПервая российская шелковая мануфактура появилась в 1714 году в Москве. Шелковые платки изготавливались тогда на ручных ткацких станках.