Финальную премьеру 37-го сезона в Сахалинском театре кукол поставил белорусский режиссер Олег Жюгжда. Спектакль для взрослых зрителей раскрывает семейную драму «Господ Головлевых»
Маменька в кружевах
Под щебетание птиц начинаются «Господа Г…ы» по мотивам романа Михаила Салтыкова-Щедрина на сцене Сахалинского театра кукол. В руках артистов птичьи клетки, но внутри не пернатые, а куклы – члены семьи Головлевых.
Только у маменьки Арины Петровны нет кукольного «Я». В первом действии она – центр мироздания. Когда все остальные прячутся за темными одеждами, она расхаживает в белом платье. Нежные оборки и кружева контрастом подчеркивают непреклонный нрав истинного главы семейства Головлевых. Непривычно видеть Антонину Добролюбову – добродушного художественного руководителя театра кукол – в роли Арины Петровны, с этими опущенными уголками губ, с металлом в голосе.
Жажду обогащения маменька прикрывает заботами о семье. Счастья в браке с безалаберным Владимиром Михайловичем она не нашла. Троих сыновей и дочь считала больше обузой, нежели отдушиной.
Дочка не оправдала родительских надежд – сбежала из дома с корнетом и вскоре умерла, оставив заботам Арины Петровны сироток Анниньку (Людмила Иевлева) и Любиньку (Юлия Тронина).
Старший сын Степан (Андрей Осипенко) быстро промотался и зачах от «горькой». Младший сын Павел (Артем Спрыгин) предстает апатичной и безвольной темной лошадкой. Только средний Порфирий, прозванный Иудушкой да Кровопивушкой, вызывает у маменьки сколь-нибудь теплые чувства.
Два сапога – кеды
В роли Порфирия сменяют друг друга Даниэль Черемных и Евгений Панихин. Дебютант нынешнего сезона Даниэль воплотил юного Иудушку, с елейным голосом ластящегося к маменьке. Евгению достался повзрослевший персонаж, для кого подсчеты заменяют молитву. Актер в труппе островного театра с 2002 года, но роль Иудушки по-новому открывает многогранность его таланта.
– Мне нравятся все спектакли, в которых я играю, я люблю работать с детьми. Но есть постановки, когда ты чуть больше хочешь выйти на сцену. Присутствует такой момент детского нетерпения, тебе хочется скорее поделиться со зрителем, – рассказывает Евгений Панихин.
Со своим кукольным двойником артист договорился легко.
– Два сапога – кеды, – смеется Евгений. – Он хороший, просто роль у него такая.
Больше двух десятков кукол придумала художник-постановщик из Гродно Лариса Микина-Прободяк. А талантливые бутафоры островного театра сотворили в технике папье-маше кукольных артистов с глазами навыкате, острыми носами и тонкогубыми улыбками от уха до уха.
В «Господах Г…ых» нет проходных персонажей. Вульгарную девицу Евпраксеюшку воплощает тонкая драматическая актриса Олеся Смирнова. Евгения Тодика парой актерских штрихов – сгорбленная спина, по-хищному скрипящий голос – создает образ Иудушкиной прислужницы Улиты. Роли повествователей и двигателей истории берут на себя Александр Котов и Марина Смирнова.
Объем сценографии
Многостраничный роман Салтыкова-Щедрина главный режиссер Гродненского театра кукол Олег Жюгжда умещает в два часа на сцене. История гибели одной семьи проносится стремительно, складываясь в идеальный пазл, где каждая мелочь на своем месте.
Минималистичная сценография, придуманная Ларисой Микиной-Прободяк, обретает безграничный объем. Вначале мы видим на сцене лишь пару стульев на высоких ножках, арочное окно да деревянный забор с написанными мелом указателями.
Но вот забор становится двумя столами, где можно и в карты сыграть, и драму актерской жизни Любиньки и Анниньки развернуть. Арочное окно обращается в трон Арины Петровны. За ним видеопроекция рисует то солнечное лето, то хмурый дождь, то зимний снегопад. Так и проходят десятилетия…
Крючки, что в ожидании повисли на заднем плане, служат для тех самых птичьих клеток для господ Головлевых. Когда кукла-персонаж умирает, за решеткой появляется лампадка.
К концу все клетки оказываются полными. Но вот парадокс: в зале то и дело раздается смех. Разрушаются устои и ценности, жизни идут под откос, но Олег Жюгжда подает своих «Господ Г…ых» с такой остроумной иронией, что удержаться от смешка невозможно.
– Так устроен мир. Нельзя делать спектакли, где все мрачно, нудно и печально. В жизни случаются трагедии, кто-то умирает, но через минуту живые смеются, – философски замечает режиссер.
Еще один парадокс «Господ Г…ых»: на афише значится 16+, но среди зрителей немало юных театралов, лет на десять моложе. И за перипетиями судьбы Головлевых они следят с не меньшим интересом, чем их родители.
Кстати, а почему «Господа Г…ы»? Ответ находится в самом конце. За событиями в имении Головлевых с интересом наблюдали дальние родственники Галкины. Мел легко стирается с доски, и одна фамилия заменяет другую. Не осталось больше Головлевых, чтобы оспорить семейное богатство…
Наша справкаПод занавес прошлого театрального сезона Олег Жюгжда поставил на островной сцене мистический мюзикл «Дракула». Спектакль вошел в лонг-лист высшей театральной премии России «Золотая маска».
Также главный режиссер Гродненского театра кукол знаком сахалинским театралам благодаря международному фестивалю «На островах чудес». Сахалинцы увидели три его постановки «Фауст. Сны» Гёте, «Макбет» Шекспира и «Демон» Лермонтова.