Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией

Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Сахалинский Чехов-центр далеко уехал со своей новой режиссерской лабораторией
Фото: static.sakh.com

V Дальневосточный театральный форум со всеми своими лекциями, тренингами и мастер-классами добрался "до сущности протекших дней", до сердцевины. Ночь искусств в Чехов-центре испытывает своих адептов на прочность, выстраивая итоги лаборатории в ленту марафона до полуночи. В первый раз прокатило на ура, вот и решили не сходить с протоптанной тропинки. Чтобы получить полную гамму впечатлений, пришлось провести в театре шесть часов. Помимо критиков, экспертов, драматургов на показы просачиваются и зрители, снедаемые обычным желанием — сделайте нам интересно, дайте нам восторгов и атмосферы. Нынешняя лаборатория "Современное и своевременное", не сговариваясь, предложила утопические варианты развития жизни на сцене. Получилось по-всякому.

18.00. "Человек из Подольска": мы заставим вас родину любить

Пьесу Дмитрия Данилова поставила молодой режиссер Надия Кубайлат (Иордания), ученица Сергея Женовача. С автором в партере сидел актер Антон Ещиганов (Человек из Мытищ), своими криками и песнями мешая первому дремать. И одновременно вносил оживление в зале, который убаюкивал тягучий темп и мерный, механический, мертвый голос полицейского (отличная работа Сергея Авдиенко). Надия Кубайлат вывела историю в формат притчи, и действующие лица неуютно одиноки в кромешной темноте сцены, лишь иногда фигуры подсвечиваются алым — прямиком из геенны огненной.

Ужас и прелесть нашей жизни — в полной непредсказуемости. Плохо, не то, что человек смертен внезапно, а то, что любой человек в форме может и до столба докопаться. Живешь, работаешь, даже на митинги не ходишь, но все равно однажды попадаешь под раздачу. Босые полицейские с лунной походочкой работают в лучших профессиональных традициях МВД: "За что вы меня задержали? — Вот сейчас мы будем это выяснять…". В ходе выяснения менты бьют не по почкам, а по устоям твоей жизни. Константину Вогачеву (Николай) досталась богатая сценическая жизнь редактора газеты, от возмущения по поводу полицейского произвола пришедшего к тягостному осознанию своего ничтожества. Процесс ломки наживую идет на наших глазах, но стоны о тоталитарности государства почти ни при чем или, скажем, не первой очереди.

Отделение полиции по Данилову — то, чего не может быть, только на первый взгляд. Ведь удалось же извести коррупцию в полиции Грузии, так почему бы одному московскому отделению полиции однажды не уравняться в правах с чистилищем. А полицейским почему бы не взять на себя функции улучшателей человеческой породы? Приключения человека из Подольска смотришь философски и без удивления. То, что называют в приличных кругах абсурдом, у нас просто русский реализм. Сегодняшняя драматургия не жалует и не ищет сочувствия к маленькому человеку, над которым традиционно проливала слезы русская литература. Сейчас все жестче. Эскиз "Человек из Подольска" транслирует несложную мысль, что человек — букашка, но все в твоих руках: встань, соберись с мыслями, выйди из заболачивающейся зоны комфорта. Ну хотя бы под влиянием волшебного пенделя в лице танцующих полицейских с наручниками.

"Человек из Подольска" сегодня у режиссеров страшно популярен. В театре Марины Брусникиной "Практика" перед спектаклем проводили опрос/допрос зрителей по тем же пунктам, что и Николая. Вот интересно, что бы ответили сахалинцы на вопросы, которые принято называть нескромными (и ответили ли бы вообще, а не послали бы): любите ли вы свою работу и родину, помните ли гимн своего города, сколько зарабатываете, каков цвет стен в вашем подъезде. Черт его знает, то ли зеленый, то ли голубой. Надо посмотреть…

20.00. "Сахалин. Туда и обратно": чемодан — вокзал — Россия

Драматург Елена Невежина и режиссер Елена Невежина сделали колоссальную работу за пять дней. Пьесу двуединый автор собрала наживую из текстов Чехова разных лет, а также воспоминаний о России 90-х. По маршруту Чехова на Сахалин сегодня беспрестанно катаются его поклонники, читатели, исследователи. Вот и автору эскиза пришла в голову мысль — а что бы увидел Чехов, случись ему поехать на остров через 100 лет? Подумано — сделано. В основу эскиза лег реальный сюжет, который ни в коем случае не следует считать пиар-акцией единственного островного скульптора. В немецком Баденвейлере, где Чехов умер, когда-то был установлен памятник, потом исчез, и вот в 90-х произведение В.Чеботарева на армейском грузовике отправилось в путь через всю Россию и Европу.

Эскиз стартовал в фойе. И толпа актеров, минут десять чинно совершавшая променад в нарядах условно конца XIX века, понадерганных из разных костюмных спектаклей, тут же мгновенно меняет облик. Фойе превращается в вокзал, на котором карнавалят два десятка типажей с клетчатыми сумками челночников — бывших интеллигентных людей. На мониторе бегут кадры России из окна поезда, меняются дорожные указатели — Красноярск, Иркутск, Благовещенск, и зрители, машинально вторя пассажирам-актерам, раскачиваются в такт вагонам. "А Леня в своем амплуа", — прокомментировала соседка, глядя на Леонида Всеволодского за кафедрой в роли Чехова. У него еще и молодой двойник появился (Сергей Сергеев), как будто списанный с человечка-острова в шляпе — логотипа форума. Бюст Чехова, который везут в Германию, имитирует актер Леня в соответствующей бородке, которого товарищи просто закатывают в ковер.

Вслед за Чеховым Елена Невежина ведет перепись населения, только уже на материале эпизодов про постперестроечную Россию с чемоданами, авоськами, младенцами. Да, там удалось передать ощущение: как корабль с якорей в шторм, сорвало страну и несет. Каково это на своей шкуре испытать, как рухнула некогда налаженная привычная жизнь, когда ты знаешь, что будет завтра и на двадцать лет вперед, вплоть до построения коммунизма. И ты, вчера достойный член общества с работой и статусом, болтаешься на перроне, пытаясь втюхать то книжки, то статуэтку, кружева, чулки.... Отдавая дань грандиозности проделанной работы, все же скажем, что самый сахалинский эскиз вышел самым заурядным. Чеховская и сахалинская тема расплылась в российской. На первых порах, когда на Сахалине понятия не имели, что такое вербатим и с чем его едят, это вызывало живейший интерес, переходящий в экстаз. Потихоньку вот наелись, и после "Плывет", "Острова Счастья" накрывает ощущение вторичности. Хотя, возможно, это авторский намек на то, что 90-е никуда не ушли.

22.00. "Молоко": повар-психолог и два пингвина в нехорошем лесу

И лес, и город в эскизе Радиона Букаева обозначен горой пустых коробок из-под бытовой техники. Главный режиссер Краснодарского театра драмы поставил эскиз по пьесе Екатерины Мавроматис с большим чувством юмора. Впрочем, и сам зачин, совершенно неудивительный для жизни российской, к тому располагает. Муж Сережа (Владимир Байдалов), милый альтруист-придурок, приволок пингвинов из зоопарка и поселил в своей ванной, ибо жалко птичек. Кроткая жена Зоя (Наталья Красилова) бросает работу повара и переквалифицируется в психолога в школу по соседству — у нас ведь страна больших возможностей. Зойкина квартира превращается в бедлам, в которой абсурд идет по нарастающей. Сказка — ложь, поэтому пингвины, сбросив с головы коробки, обращаются в школоту, терроризирующую директрису. А конферансье Виктор Крахмалев с улыбкой адвоката дьявола режиссирует этот полный бред с точки зрения рационального человека.

Благодаря Радиону Букаеву Наталья Красилова, у которой в активе в последнее время приумножилось число ролей "железных леди", играет несовременно наивную Зою (что, кстати, значит "жизнь"). И открывается с новой стороны — бездной милосердия с мечтой всех спасти и помочь. Артур Левченко играет занятного и вполне реального папу-десантника, который на свой лад учит дочку основам безопасности жизни — мир жесток, поэтому лучше бить первой. А Виктор Черноскутов украсил (а не осквернил на старости лет, как вы могли бы подумать) послужной список хулиганской ролью эксгибициониста-маммолога. "Да вы хоть одним глазком гляньте! Вы ж не знаете, что упускаете. Зря. Я же вас к красоте приобщаю…" Сделал свой выход он очень изящно и иронично, натолкнув заодно на здравую мысль: а ведь в нехороших лесах водятся хорошие специалисты — психолог, маммолог, без записи и очереди, и чего вы визжите, вас не убудет…

Театральные критики разбирали по косточкам, сколько там у режиссера в граммах абсурда и цирка. А зритель, не сильно заморачиваясь, влип по самое горлышко в историю современных Ромео и Джульетты. Он, зритель, может позволить себе скупую слезу и простодушно порадоваться за многообещающие актерские приобретения в Чехов-центре в этом сезоне. Если "Гроза" Александра Созонова блестяще презентовала Аллу Кохан, то ее коллеге по Няганскому театру драмы Роману Мамонтову там же не очень повезло. Зато в "Молоке" он взял реванш в роли Шурика Большакова, ужаса любого директора любой школы, весь из углов — и все острые.

Панацеей драматург избрала волшебную смесь, материнское молоко, "Жидкую мать" (по аналогии с названием музыкальной группы из "Человека из Подольска"). Выпил такого молока, и случилось чудо: козленочком не стал, но злые добреют, несчастные обретают счастье, дочь военного — женственность, эксгибиционисты бросают свое левое дело и далее по списку. Исключая эту сказочную уступку, в целом в "Молоке" не понадобилось никаких региональных привязок, спецэффектов и притягивания за уши инфернальных сущностей, чтобы зритель проснулся и встрепенулся — вот оно, мое.

Эти пронзительные девочка и мальчик, Таня Аллы Кохан и Шурик Романа Мамонтова, которые были рождены и взрощены вне любви, к ней все-таки пришли. Они естественны, как дыхание. Они вынесли на сцену кусочек невыносимо настоящей жизни юности, которая, меняясь, не меняется и хочет того же, что и вчера, — любви, понимания, принятия миром, который стал в разы агрессивнее к человеку. И я не очень понимаю, как сегодня взрослеть детям в вакууме. Ведь они лишены с рождения опоры под ногами — без дружной семьи, выживают как-то без ощущения, что ты нужен, что тебя ждут, за тебя беспокоятся, с одной лишь далекой, отчаянно удерживаемой памятью о тепле маминых рук… В тройке предъявленных эскизов у "Молока", по чести говоря, не было конкуренции, в отличие от предыдущих годов лабораторных опытов. И играть ее было бы комфортнее в малом зале — для доверительного разговора по душам, с редкой степенью предъявленной откровенности не выбирают стадионы.

Фото Чехов-центра P.S.

Режиссерская лаборатория "Современное и своевременное" вновь показала очевидное — труппа Чехов-центра в отличной рабочей форме. А когда ей очень сильно везет на режиссеров, она выходит на принципиально новый уровень и позволяет себе неповседневную свободу. Правда, если эскиз дойдет до сцены в ранге полноценного спектакля, придется учесть, что в каждом зале непременно найдется пуританин, которого покоробит обсценная лексика в стенах храма (а будь в зале предыдущий министр культуры, под его взглядом скисло бы любое "Молоко").

За почти десять лет лаборатория так и не выработала синдрома привыкания. "Актерам такие стрессы нужны", — категоричен главный режиссер театра Александр Агеев. Но отчего-то оживленная некогда зрительская дискуссия, послевкусие эскизов, сошла на нет, ее сменил вялый обмен многословными сентенциями приезжих экспертов насчет увиденного и еще более того, чтобы они хотели увидеть. Все меньше зрителей с улицы и спонтанных откликов с мест, все больше специально обученных людей ("когда вы так говорите, мне кажется, вы бредите", — резюмировал про себя после очередной тирады зритель). Скучновато, девочки. Но кому предъявить счет? Только себе, своему человеку из Подольска.

ИА Sakh.com
 
По теме
Сахалинский международный театральный центр имени Чехова объявляет о старте продаж билетов на  эскиз спектакля "Молоко" по пьесе Екатерины Мавроматис,
В Сахалинском международном театральном центре имени Чехова прибавление. Актерская семья пополнилась шестью молодыми артистами.
На весенних каникулах в детской библиотеке в рамках Недели детской и юношеской книги прошли интересные мероприятия.
В рамках Всероссийской Недели детской и юношеской книги  в отделе ЦБС — библиотеке «Книга+» 27 марта состоялся  квест  «Сражение книгочеев» по  произведениям Корнея Чуковского.
Тематическое фото Антон Балашов, ИА PrimaMedia - SakhalinMedia.Ru Активному участнику назначено наказание в виде 2 лет и 6 месяцев лишения свободы Тематическое фото Фото: Антон Балашов, ИА PrimaMedia Двое иностранцев осуждены за создание в Южно-Сахалинске экстремистской организации.
SakhalinMedia.Ru
Акция «Безопасная любовь» - Кожно-венерологический диспансер 28 марта 2024 года для пациентов ГБУЗ «Сахалинский областной кожно-венерологический диспансер» сотрудники кабинета медицинской профилактики я Борисов О.А и заведующая венерологического отделения Юферева Т.В.
Кожно-венерологический диспансер
👩‍⚕Об онкологии — профессионально! - Центральная районная больница В телеграм появился новый канал, рассказывающий о возможностях практической медицины в борьбе против рака, – Будни дневного стационара.
Центральная районная больница
Библиотеки Сахалина объединит единый читательский билет - РИА Сахалин-Курилы О запуске проекта «Единый читательский билет» было объявлено на семинаре-совещании руководителей областных и муниципальных библиотек Сахалинской области, прошедшем 27 марта в Сахалинской областной универсальной научной библиотеке.
РИА Сахалин-Курилы
День научных открытий и путешествий - Охинская ЦБС   В рамках Недели детской книги, которая проходит в дни весенних каникул, в детской библиотеке г. Охи организованы мероприятия во второй тематический день «День научных открытий и путешествий».
Охинская ЦБС